Письмо Письмо
Напишите нам

Мастерская №22

т.(499)250-47-12
  • Серов Евгений Леонидович Начальник мастерской
  • Помазанова Екатерина Романовна Главный специалист- архитектор
  • Пясецкая Ирина Леонидовна Главный специалист- архитектор
  • Ракочая Лилия Вильеновна Главный специалист-конструктор
  • Рожкова Елена Олеговна Архитектор 1-й категории
  • Рубежанский Иван Игоревич Главный специалист- архитектор
  • Синицын Сергей Вячеславович Главный специалист-конструктор

О мастерской

Мастерская №22 (бывшая №2) — это одна из тринадцати старейших мастерских, составивших в 1951 году вновь образованный московскими городскими властями муниципальный институт «Моспроект», предназначенный для комплексного проектирования всех объектов, которые должны были строиться в городе Москве. Эти мастерские в то время были названы «магистральными» и полностью отвечали за планировку и застройку территорий города, закрепленных за ними. Так, мастерская №2 (ныне №22) занималась градостроительным и объемным проектированием на территориях Ленинградского а позднее, и Фрунзенского районов, сформировавшихся вдоль Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе на всем протяжении этой важнейшей, если не главной, городской магистрали от Кремля до Шереметьева.

Начиная с 1961 года мастерской №2 (ныне №22) последовательно руководили такие известные архитекторы, как академик Каро Семенович Алабян, Ашот Ашотович Мндоянц, Николай Николаевич Селиванов, а с 1965 года и до сегодняшнего дня мастерскую возглавляет академик Андрей Дмитриевич Меерсон.

В январе 1992 года была также основана Персональная творческая архитектурная мастерская (ПТАМ), ныне ООО «А. Меерсон с Партнерами», чья совместная с М-22 деятельность стала заметным явлением в московской архитектурной практике.

При Каро Семеновиче Алабяне и под его непосредственным руководством был разработан и в дальнейшем стал основой работы мастерской на многие годы проект планировки и застройки одного из первых (и самых удачных в Москве) новых районов массовой застройки — района Химки-Ховрино. При нем же были запроектированы и архитектурно-пространственно осмыслены основные ключевые градостроительные узлы на главной магистрали города — Ленинградском проспекте. Здесь появились такие значительные архитектурные сооружения, как:

  • здание ВПШ при ЦК КПСС,
  • театр Сатиры,
  • здание Института «Гидропроект», и многие другие.

В те годы в мастерской работали такие выдающиеся мастера архитектуры, как С.Х. Сатунц, Л.И. Баталов, В.В. Лебедев, П.П. Штеллер, Г.П. Яковлев, В.Ф. Скаржинский, А.Г. Туркенидзе, В.В. Степанов, и другие талантливые архитекторы.

Сфера профессиональной деятельности М-22 — градостроительство и планировка, архитектурное и инженерное проектирование жилых кварталов, различных зданий и комплексов (гостиниц, кинотеатров, жилых зданий, офисов, банков, магазинов и торговых центров, научно-исследовательских институтов и медицинских центров, комплексов для отдыха, спортивных сооружений, посольств и торговых представительств и др.), а также ревалоризация, реконструкция и реставрация исторических зданий и городской среды, архитектурные исследования.

За последние 50 лет работы мастерской №22 выполнено более 500 проектов, из которых более 150 реализовано. Все проекты выполнены для Москвы и реализованы в Москве (кроме здания посольства СССР в Чехословакии). Среди них:

  • комплекс Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) на 3-й Хорошевской улице, вл.17–19;
  • крупные торговые центры — «молы» на Каширском шоссе и Ленинградском проспекте; комплекс зданий для Института нейрохирургии им. Н. Бурденко на 4-й Тверской-Ямской улице;
  • здания для крупнейших банков России: «ОНЭКСИМ Банка», Внешторгбанка на Лесной ул., «МОСТ-Банка» на Новом Арбате, «Межкомбанка», банка «Менатеп», «Банка Москвы» на ул. Рождественка, вл. 11;
  • офисные здания в Южинском переулке, на улице Гашека (МОП), на Ленинградском проспекте (здание Финансовой академии), в комплексе Городского аэровокзала («Мосавиацентр») и др.;
  • проект реконструкции и завершения застройки Ленинградской магистрали от Кремля до аэропорта Шереметьево, проект реконструкции и застройки квартала, прилегающего к Институту нейрохирургии им. Н. Бурденко и другие;
  • проекты планировки и застройки жилого района Химки-Ховрино, проекты планировки и застройки микрорайонов № 4, 10, 13–14, 15 и 20, проекты планировки и застройки микрорайона «Лебедь»;
  • Генеральный план города Москвы, Генеральный план Ленинградского района Москвы, проект реконструкции Фрунзенского района Москвы;
  • проект реконструкции Тверской-Ямской улицы, с прилегающими кварталами;
  • большое количество многоэтажных жилых домов и жилых комплексов на важнейших улицах Москвы, в том числе на: Беговой ул., Ленинградском проспекте, в микрорайоне «Лебедь», ул. З-я Тверская-Ямская, Лесной ул., на ул. Серегина, Чаянова и многих других;
  • кинотеатры «Варшава», «Кронштадт» и мультиплекс «Октябрь»;
  • многофункциональные комплексы на Тверской улице («Четыре Ветра»), в микрорайоне «Лебедь», на Ленинградском проспекте у гостиницы «Советская» и на улице Жуковского в районе Чистых Прудов;
  • Аэровокзал во Внукове (Москва);
  • реконструкция Центрального стадиона «Динамо» и «Водного Динамо» и многие другие.

Одна из первых работ мастерской под руководством А. Меерсона — жилой комплекс ЖСК «Лебедь» на Ленинградском проспекте, где новизна технологических решений строительства зданий сочетается с решением социальных аспектов расселения жителей, обеспечением их полным набором обслуживания и максимальным развитием индивидуальных и коллективных интересов. Эта работа получила широкое общественное признание и высокую оценку в профессиональной среде, в том числе Гран-При в Париже.

Мастерская много и успешно работала над проектом реконструкции и завершения застройки Ленинградской магистрали от Кремля до аэропорта Шереметьево, проектом, во многом определившим характер архитектурного облика Ленинградской магистрали.

Весьма выразительно по своему архитектурному решению здание бывшего Института общественных наук при ЦК КПСС, а ныне Финансовой академии при Правительстве РФ на Ленинградском проспекте. Для художественно-образного решения этого весьма крупного здания авторы-архитекторы применили сложную и глубокую пластику всего сооружения, придав скульптурную выразительность и неповторимость его облику. Здание стало подлинным украшением проспекта.

Немало заметных штрихов внесли работы мастерской №22 в формирование нового облика центра столицы. Весьма оригинально и новаторски была поставлена и успешно решена задача ревалоризации целого района, расположенного в историческом центре Москвы между улицами Неглинной и Петровкой, а также между Бульварным кольцом и Театральным проездом. В проекте были найдены новые, не традиционные в градостроительстве, но базирующиеся на исторической подоснове и историко-градостроительных исследованиях методы тактичного, бережного и в то же время эффективного восстановления и развития сложной городской структуры.

Жилые комплексы на Тверских-Ямских улицах, в историческом районе Остоженка, в Обыденском переулке, размещенные в районах сложившейся застройки в центре города, органично вписались в контекст городской среды и одновременно сохранили высокий уровень планировочного решения квартир.

Офисное здание, построенное на ул. Гашека (МОП), служит примером компактного объемного решения для затесненных участков городского центра и одновременно привлекает к себе внимание высокопрофессиональными скульптурно-пластическими решениями фасадов.

При проектировании офисных зданий в Южинском (ныне Палашевском) переулке авторами проекта осуществлено важное архитектурное решение — в сложившееся историческое окружение удачно, на высоком прфессиональном уровне вписана архитектура новых офисных зданий, фасады которых решены в лучших традициях московской архитектуры, а интерьеры зданий соответствуют самому высокому уровню современных офисов. Новые офисные здания в Южинском переулке пользуются большой популярностью у арендаторов.

Неповторимый облик началу старой московской улицы — Неглинной придает новое здание высококлассного гостиничного комплекса «Арарат Парк Хаятт», ставший символом сочетания российской и армянской архитектуры.

Близок к завершению и другой творческий замысел архитекторов мастерской: на месте снесенного здания гостиницы «Интурист» заканчивается строительство нового суперкомфортабельного гостиничного комплекса «Ритц-Карльтон», который придаст началу Тверской улицы первоначальный, соразмерный историческому городу, масштаб и своеобразие.

Особое место в практике мастерской №22 в последние годы занимает работа по проектированию и строительству гостиниц.

Начав с четырехзвездочной гостиницы «Аэростар» на Ленинградском проспекте, построенной в 1972–1976 годах, мастерская в 1988–1989 годах совместно с югославской фирмой «Шипад» произвела коренную реконструкцию и реставрацию гостиницы «Савой» (в частности, возвращено ее первоначальное название вместо многолетнего «Берлин»).

К реконструкции «Савоя» и его дальнейшему усовершенствованию мастерская возвращалась в середине 90-х годов, добавив в состав гостиницы фитнес-центр и конференц-зал, а в 2005 году реконструировала номерной фонд с целью повышения его комфортности, а следовательно, и классности гостиницы.

В 1992–1995 годах совместно с австрийской фирмой «Рогнер» мастерская выполнила весьма значительную и ответственную работу по проектированию и осуществлению в натуре реставрации и реконструкции исторического здания гостиницы «Националь», управляемой компанией «Ле Ройал Меридиан».

В 2000–2003 годах по проекту мастерской была построена пятизвездочная гостница «Арарат Парк Хаятт», управляемая компанией «Хаятт-Интернешнл».

В настоящее время по проекту мастерской №22 завершается строительство гостиницы «Ритц Карлтон» (категория «пять звезд деЛюкс») на месте снесенной гостиницы «Интурист» на Тверской улице.

На сегодняшний день мастерская занята проектированием 3–4-звездочных гостиниц на улице Рогожский Вал, в Грохольском переулке, на Варшавском шоссе, ресорт-отеля категории 3+ звезды в Орлове, Новопеределкине, 4-звездочной гостиницы во Внукове, эксклюзивной 5-звездочной гостиницы класса «бутик-отель» в городе Первоуральске Свердловской области, 5-звездочной гостиницы и апартаментов «Кристал Хилл» на гольф-полях у Пестовского водохранилища и ряда других.

К вышепеперечисленным реализованным гостиницам необходимо добавить гостиницы, проекты которых были разработаны в мастерской №22, но по разным причинам не осуществлены:

  • гостиничный комплекс для группы «Мост» на Калининском проспекте (для управления компанией «Марриотт»);
  • гостиница «Гранд-Отель» на Ростовской набережной;
  • это гостиница «Белая Башня» на площади Белорусского вокзала для фирмы «Хаятт Интернешнл»;
  • гостиница «Университетская» в Романовом переулке;
  • реконструкция и строительство гостиницы «Пекин».

С 2000 года мастерская активно занимается проектированием и строительством Автоцентров по продаже и обслуживанию автомобилей ведущих мировых автомобильных концернов, располагающихся в различных районах Москвы. Это «Volvo», «Land Rover», «Jaguar», «Ford», «Mazda», «Audi», «Volkswagen», «Toyota» и другие.

С 1984 года несколько проектов разрабатываются для иностранных клиентов («Marriott», «Hyatt International», «Меридиан Капитал Партнерс» и др.) или с участием иностранных фирм («Taller de Arquitectura», «J.S.K.Perkins & Will, «RTKL», «HOK», «Fentress, Bradburn and Associates», «Friis and Moltke», «Bovis International», «Rogner», «Maculan International», «Construit», «Marcello Armani» и др.)

Многие из проектов и построек М-22 отмечены премиями, медалями, грамотами и дипломами Правительства СССР, России и Москвы, а также Союзов архитекторов СССР, России и Москвы. Регулярно участвуя в конкурсах, архитекторы и инженеры М-22 имеют практически 100-процентный результат — все их работы получают премии, причем в большинстве случаев — первые. На национальных и международных конкурсах 56 работ отмечены премиями, в том числе Гран-При в Париже.

Мастерская №22 — неоднократный участник национальных и международных выставок, в том числе в Арт-институте в Чикаго в 1993 году.

Большими успехами и широким признанием как в России, так и за рубежом, мастерская №22 бесспорно обязана своим прекрасным высокопрофессиональным специалистам, среди которых ведущая роль принадлежит замечательным архитекторам — главным архитекторам проектов: советнику РААСН, лауреату «премии Москвы» и премии Академии художеств РФ, лауреату Архитектурной премии 2003 года Е. Серову, заслуженному архитектору РФ, Советнику РААСН Е. Подольской, лауреату «премии Москвы» и премии Академии художеств РФ О. Палей, лауреату «премии Москвы», премии Академии художеств РФ и Архитектурной премии 2003 года Т. Пенской, лауреату Архитектурной премии 2003 года В. Вороновой, а также Б. Зайончковскому, М. Ерохину, Н. Зайончковскому, М. Шишкову. За ними следует целая плеяда молодых талантливых архитекторов.

Руководит мастерской №22 Андрей Дмитриевич Меерсон — народный архитектор РФ, действительный член (член Президиума) Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, Ассоциированный иностранный член Американского института архитекторов.

Основное творческое кредо мастерской №22 заключается в глубоком убеждении ее архитекторов, что, всякий раз, начиная тот или иной проект, они должны прежде всего ощутить то, о чем пишет в своей книге «Гений места», вышедшей в 2006 году, выдающийся културолог Петр Вайль: «…Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним Genius Loci, Гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. На линиях органического пересечения художника с местами его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии».

Затем они должны определить и понять контекст того района города, в котором им предстоит делать этот проект, и выработать для себя концепцию этого места и своего будущего произведения.

Ибо ощущают они себя не Преобразователями Мира, не Строителями Новой Прекрасной Жизни в соответствии со своим ее видением, но в первую очередь — Садовниками, бережно и чутко «слушающими» контекст каждого конкретного места своего любимого города и всячески помогающими вырасти на этом месте тому сооружению, которое требует «Дух места», его «GENIUS LOCI».